Москва хорошо знает, что только Константинополь в праве предоставлять автокефалию какой-либо церкви, РПЦ может инициировать процесс, но последнее слово все равно за Вселенским Патриархом. В этой связи, понимая патовость ситуации, РПЦ могла сама первой инициировать предоставление томоса УПЦ еще в 90-е годы. Как передает Replyua.net, такое мнение в эфире одного из телеканалов высказал политолог, журналист Виталий Портников.
Он отмечает, что тогда не факт, что Константинополь это признал бы, потому что считал, что это его метрополия и он должен решать – предоставлять томос или нет. Поэтому после того, как русский патриарх выдал бы томос нужно было бы все равно ехать в Константинополь и договариваться об Украине. В данном случае двигателем процесса был бы русский патриарх и, следовательно, вся Единая поместная автокефальная церковь находилась бы в зоне влияния Москвы и русского православия, как это произошло с Грузинской церковью. То, что патриарх РПЦ был инициатором томоса оставило Грузинскую церковь в зоне влияния РПЦ по сегодняшний день.
Виталий Портников отметил, в украинском случае РПЦ не сыграла на опережение, потому что попала в собственную ловушку того, что никаких украинцев не существует. Это не вопрос этиологический, потому что в Москве понимали, что Киевская митрополия попала в РПЦ после того, как сама РПЦ уже стала существовать. С РПЦ сыграла злую шутку идея, что Украина – это временное образование.