Как избежать старения компании

Старение как часть жизненного цикла

Компании, как и люди, стареют и клонятся к упадку. Жизнь предприятия делится на составляющие роста, старения и угасания. Каждый из этих этапов не обязательно должен соответствовать по длине этапам человеческой жизни – он может как растягиваться на столетия, так и пролетать за считанные месяцы. Ключевой здесь – прохождение поворотной точки, после которой организацию не спасти от угасания никакими усилиями.

Другими словами, мы должны использовать меры избегания старости компании до прохождения точки невозврата. Почему организация стареет? Происходит потеря предпринимательской Е-составляющей. В переходном периоде «Стабильности» ее роль уменьшается, а на этапе «Аристократия» практически сходит на нет.

Признаки растущей/стареющей компании

Чтобы избегать старения, организация должна расти. Как определить рост? По нескольким понятным признакам:

  • Для растущего предприятия характерны завышенные ожидания. Если видна обратная ситуация – компания не понимает объем рынка и подстраховывает себя, избегает риска. А это – уже старение.

  • Когда организация растет, есть постоянная нехватка оборотного капитала, преобладают долгосрочные обязательства. В крупнейших мировых компаниях, наоборот, преимущество за краткосрочными активами – нет понимания, куда направить переизбыток средств.

  • Растущая компания ценит сотрудников за приносимый результат, а не за личные качества. В стареющей – многого «хороших» людей, но мало эффективных.

    Все, что не запрещено – разрешено. Так работают молодые организации. Если же подчиненные вынуждены постоянно бегать за одобрением к руководству – компания стареет.

  • Компании, которые растут, на первое место ставят отделы, работающие с клиентами – продажи/маркетинг. Когда вектор влияния на стороне юристов/бухгалтерии – компания на стадии «Старение».

  • Развивающаяся организация руководимая линейными сотрудниками – теми, кто работает с клиентами непосредственно. Когда полномочия переходят к административным управленцам, предприятие стареет.

Каких ситуаций следует избегать для предотвращения старения

  • Ментальное старение руководства

Для того, чтобы двигать компанию вперед, руководитель и топ-менеджмент должны быть «молодыми волками», с большим объемом энергии и желанием покорять рынок.

Когда собственник/руководитель расслабляется, лон уже не готов осуществлять изменения с нужной скоростью.

Меняйте топов, которые «выдохлись».

  • Восприятие доли рынка

Когда компания находит свою нишу и занимает более 50% ее рынка, вступает в игру эффект психологического расслабления. Мы игнорируем конкурентов и не следим за ними, качество продукта падает.

Не стоит занимать более 5-10% доли рынка. Если вы достигли своего предела, пересмотрите свою нишу и расширьте ее границы.

  • Неправильность организационной структуры

Обеспечивайте в компании отделы, несущие Е-составляющую. Недостаточно иметь одного стратега, даже на уровне собственника. Одному человеку очень сложно изменить динамику работы всего предприятия.

  • Слишком много КРI

Не нужно перегружать подчиненных слишком большим количеством краткосрочных показателей эффективности. Это может помешать их реально работе. Помните. Что для развивающейся компании более важен результат, не процесс.

Опубликовано

Категория:   Бизнес     На правах рекламы

Отправить ответ

  Subscribe  
Уведомление о

2015-2018