В прошлый вторник Дональд Трамп написал в «Твиттере», что за сожжение государственного флага следует карать, «возможно, лишением гражданства или годом тюрьмы!», напоминает корреспондент The New York Times Джим Рутенберг. Спустя два дня журналист взял интервью в Майами-Бич у Надежды Толоконниковой, участницы российской панк-группы Pussy Riot.
Pussy Riot сделалась международным символом того, как Путин притесняет свободу слова.
«Теперь, когда медийно-политический ареал, про который мы самодовольно думали, что он существует лишь «где-то там», вроде бы дотягивается сюда, Толоконникова обращается к нам», — пишет автор. «Очень важно не говорить себе: «Да ладно, все нормально», — сказала она в интервью. — Важно помнить, что, например, в России, в первый год после прихода к власти Владимира Путина, все думали, что все нормально».
Она упомянула о российских олигархах, которые помогли организовать приход Путина к власти в конце 1999 года, но неверно оценивали его опасность для себя, пока их не арестовали, вынудили эмигрировать или отказаться от собственности на их компании, пишет автор.
Конечно, в США есть сдержки, противовесы и традиции, которые предположительно не допустят такого оборота событий, признала Толоконникова.
«Но президент властен менять институты и, более того, менять представления общества о том, что является нормой, а это — возможный путь к изменению институтов», — добавила Толоконникова.
Автор комментирует: «Спустя несколько часов в тот же день, словно бы в подтверждение ее слов, Кори Левандовски, неофициальный советник Трампа, заявил, что исполнительный редактор The New York Times Дин Баке «должен сидеть в тюрьме». В октябре эта газета опубликовала статью о просочившихся в прессу страницах из налоговой декларации Трампа от 1995 года».
В конце октября участницы Pussy Riot выпустили видеоклип «Вернем Америке былое величие». «В нем вымышленные агенты Трампа с красными нарукавными повязками совершали изнасилования и пытки, ведя кампанию против мусульман, мексиканцев, женщин, которые идут на аборт, а также гомосексуалистов и лесбиянок. Видеоклип определенно должен был оскорбить кого-то. Но он не был незаконным: по крайней мере, в нашей стране, по крайней мере, пока», — говорится в статье.
«Он также был скромным ответом «России в Америке» на более обильную пропаганду в поддержку Трампа, которую Путин экспортировал в США», — добавляет автор.
«То, что происходит в одной стране, оказывает колоссальное влияние на события в других странах, — сказала Толоконникова. — Итак, я не хотела, чтобы выбрали Трампа, потому что это явно поощрило бы авторитарных политиков по всему миру на больший авторитаризм. Так и вышло».
Однако интернет не только позволяет Путину распространять пропаганду, но и рушит культурные барьеры между странами, продолжает автор.
«Но правда не может пробиться к людям, если те так ее и не находят либо не верят ей, когда находят. Толоконникова сказала мне, что в России та же проблема, которую мы наблюдаем здесь», — пишет автор. Она заметила: «Очень многие живут совсем небогато, так что им приходится работать не на одной, а на двух работах, и потому им некогда анализировать и проверять факты. Нельзя винить этих людей в том, что так получается».
Толоконникова добавила, что посулы глобализации не оправдались, и теперь люди не доверяют чиновникам, политикам и СМИ.
Потому-то в России Дмитрий Киселев может утверждать: «Объективность — это миф», а в США сторонник Трампа Скотти Нелл Хьюз заявлять: «К сожалению, такой вещи, как факты, больше нет».
Но Толоконникова отметила: «Если вы действительно хотите рассказать правду, способ всегда найдется».
Толоконникова — соучредитель новостного сайта «Медиазона», поясняет автор.
«Всегда есть опасность, что вас закроют, — сказала она. — Но это не конец истории, так как мы готовы бороться». Вот ее совет журналистам в США: вам тоже следует быть готовыми к борьбе», — пишет автор.