При поиске партнера на мышей и людей влияет запах тела. Но производят ли люди, как мыши и другие млекопитающие, феромоны? До сих пор не знают точно. По определению, феромоном должно было быть ароматное вещество, которое вырабатывают тела всех женщин и мужчин и на которое другие реагируют определенным образом: изменением поведения, сексуальной стимуляцией или гормональными изменениями. Хотя парфюмерная индустрия объявила, что существуют человеческие сексуальные феромоны, из настоящих научных исследований это никак не следует, рассказывает британский биолог в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Феромоны — биологически активные вещества, продукты внешней секреции, которые выделяют животные. Есть ли они в людей и привлекают ли партнеров, остается невыясненным.
Зоолог Тристан Вьят (Tristram Wyatt) из Оксфордского университета считает необходимым начать с самого начала поиски таких нейромедиаторов и при опытах соблюдать соответствующие критерии. Он замечает: найти феромон, который руководит человеческим сексуальным поведением, менее вероятно, чем, например, феромон, который развивает сосательный рефлекс у новорожденных.
«Наши знания о человеческих феромонах в течение последних 40 лет практически не обогатились», — пишет Тристан Вьят. Известные исследования сосредотачивались преимущественно на гипотетических сексуальных феромонах. В них андрогены андростенон и анростенол считали вероятными кандидатами. Они присутствуют в человеческом поте подмышек. У свиней такие вещества действительно действуют как феромоны. Но их влияние на сексуальное поведение человека не доказало ни одно исследование. Это же касается и андростадинона и естратетраенола.
С одной стороны, возможно, человек как млекопитающее производит феромоны, которые до сих пор заметить не удалось. С другой стороны, такая форма химической коммуникации в процессе эволюции к современному человеку могла исчезнуть. Это подтверждает то, что человек больше не обладает специальным вомерозональным органом. Он состоит из специальных сенсорных клеток, которые как «второй нос» специализируются на улавливании феромонов. Однако, говорит Вьят, этот обонятельный орган отсутствует у кроликов и овец, которые все же воспринимают феромоны.
Наглядные свидетельства присутствия феромонов у людей можно получить с помощью тех же классических шагов, которые разработал уже немецкий химик Адольф Бутенандт (Adolf Butenandt), когда работал над идентификацией сексуальных аттрактантов в бабочек: у взрослых нейромедиатор должен вызвать определенную воспроизводимую реакцию или поведения, или обмен веществ. Итак, вещество и смесь веществ образуют химически, анализируют и, наконец, помещают в естественные концентрации, чтобы проверить, будут ли они вызывать такие же реакции, что и в лаборатории.
Осложненным будет этот процесс тогда, когда ни одно из веществ и комплексных смесей со многими составляющими не будет действовать как феромон. Так, пот подмышек состоит из сотен или даже тысяч различных элементов. Сексуальный феромон человека не обязательно должен быть в человеческом поте. Ведь его состав у людей разного происхождения может сильно отличаться. Ароматические вещества, которые выделяют сальные железы кожи других частей тела, могли бы быстрее оказаться «сексуальными магнитами».
Вместо сексуальных феромонов, возможно, надо внимательнее искать нейромедиаторы, которые влияют на поведение млекопитающих, пишет Вьят. Это докажет, что железы кожи женской груди производят важный для жизни сосательный рефлекс у новорожденных. В этом случае биологический тест эффективности гипотетических медиаторов было бы осуществить проще, чем для сексуальных феромонов, которые привлекают партнера или стимулируют его.
Отправить ответ